3 Лента пестрит новостями о том, что осенью ожидается резкий скачок цен на молочную продукцию. Радости эти сообщения не вызывают, но не лишним будет понимать, почему так происходит. В этом материале разберем, из чего складывается цена молока и от чего зависит ее изменение.
Рост цен на импортные корма и оборудование
Из-за засухи прошедшим летом было заготовлено меньше кормов, импортная продукция также подорожала. Так, еще в июле 2021 представители Министерства сельского хозяйства сообщили, что собрано на 15% меньше кормов, чем было год назад. Стоимость многих импортных энергетических и белковых кормов увеличилась на 60-80%.
Молочные продукты дорожают с каждым днем
Рост цен на строительные материалы
Для производства необходимого количества молока требуется надлежащее состояние ферм, строить и ремонтировать которые стало гораздо дороже. Это не связано непосредственно с молочной отраслью – сказалась общая тенденция роста цен на строительные материалы, а также сопутствующие работы – из-за нехватки рабочей силы.
Увеличение стоимости логистики
Существует ошибочное мнение, что логистика заключается только в доставке готовой молочной продукции с завода в магазины и не должна сильно влиять на конечную стоимость товара. На самом деле этот аспект гораздо шире и в него входит транспортировка сырья, кормов, хранение (а это дополнительные расходы на электроэнергию и т. д.) и другие моменты. Почему в России растут цены на всё?
Высокая наценка торговых сетей
Причиной дорогой «молочки» является не только подорожание затрат на производство, но и «наглость» ритейлеров. Особенно это касается масла, сыров и сметаны — накрутка на эти продукты составляется в среднем 50-150%, что, по мнению специалистов, очень много. По словам председателя Молочного союза Людмилы Маницкой, подобной наценки больше нет нигде в мире и без ужесточения контроля со стороны государства ситуация в лучшую сторону не изменится: Именно на молокоемкие продукты идет бОльшая накрутка. Молоко, кефир, ряженка – в меньшей степени; масло, сыр, сметана – здесь очень серьезные наценки.
Ввод цифровой маркировки товаров
С 1 июня 2021 года начал работать проект «Честный знак», согласно которому молочная продукция должна маркироваться QR-кодом, дающим покупателю возможность получить подробную информацию о товаре. Первыми под новое правило попали мороженое и сыры, но уже с 1 сентября код должен быть на продуктах со сроком хранения более 40 суток, а с 1 декабря маркировка станет обязательной для всех молочных товаров.
Многие производители, особенно небольшие, жалуются на связанные с этим затраты, для компенсации которых они вынуждены поднимать цены. Специальные принтеры для QR-кодов, сканеры для их считывания, изменение дизайна упаковки и в целом новый производственный процесс обходятся недешево.
Отпускные цены уже не покрывают расходы производителей
Согласно данным Национального союза производителей молока, доходность переработки и производства молочной продукции значительно снизилась. Себестоимость товаров выросла на 15-18%, переработка — на 6-8%. Конечная стоимость продуктов при этом хоть и растет, но не такими стремительными темпами, поэтому осеннее подорожание может стать резким и заметным.
Также нельзя забывать, что российский рынок только условно живет в рублевом пространстве: большая часть кормов приобретается за рубежом, даже коровы закупаются в Голландии, поэтому ориентироваться в первую очередь нужно на доллар. В США инфляция валюты за год составила почти 5%, что напрямую отражается на цене в России.
Также нельзя забывать о девальвации рубля, которая в этом году составила порядка 25%. Вкупе с инфляцией доллара это дает итоговые 30-35% роста цен на производство.
Всё это имеет печальные последствия и для кошелька и для здоровья – чтобы удержать стоимость продуктов в доступном для большинства сегменте, производители начинают использовать более дешёвые заменители компонентов.
Алексей Рогов редактор
#экономика жизни
Источник: uznayvse.ru