Бывает так, что всем человек хорош, а вот какой-то червячок сомнения гложет. Ну не может быть, чтобы все было действительно так хорошо. И да, проверка показывает, что не все так прекрасно, как кажется.
Наш герой из этой оперы. Идея создания была вполне, реализация как всегда у британцев, на высшем уровне, но к войне этот самолет оказался… нет, боевой самолет не может оказаться не готов к войне, на то он и боевой. Просто вдруг выяснилось, что на этом самолете лучше не воевать. Впрочем, пойдем по порядку.
Легкий бомбардировщик появился в первую Мировую войну и до описываемого времени ничуть не изменился. Это был одномоторный самолет, биплан, которые с небольшой скоростью мог переносить до 500 кг бомб. Такие самолеты служили во всех ВВС мира, даже у нас. В ВВС РККА сперва был Р-1, фактически копия британского DH-9A, а потом Р-5 Поликарпова. Это были универсальные самолеты, на который можно было возложить обязанности не только бомбардировщика, но и разведчика, метеосамолета, корректировщика, штурмовика и так далее.
После войны тенденция продолжилась, легкие бомбардировщики продолжали строить во всех странах. Британия не стала исключением, там сперва приняли на вооружение именно такой самолет от фирмы «Хоукер». Бомбардировщик «Харт» успешно прослужил с 1926 по 1936 годы и все-таки назрела замена.
Разговоры о замене «Харта» начались еще в 1933 году. Как-то так получилось, что на выходе при формулировании техзадания получился цельнометаллический моноплан с полотняной обшивкой крыльев, с одним мотором и экипажем из двух человек.
Техзадание было разослано двенадцати фирмам, восемь согласились принять участие в конкурсе, а в итоге семь фирм прислали на конкурс 11 проектов. «Фэйри» прислала целых три проекта. Один из них, «В», вышел в финал вместе с проектом фирмы «Армстронг-Уитворт». Победителям было предложено построить прототипы.
«Армстронг-Уитворт» откровенно затянул с реализацией своего проекта, а вот «Фэйри» уложились в срок и их проект стал тем самым самолетом «Баттл». Название вполне нормальное для ударного самолета поля боя. «Battle» - «битва», «сражение».
Это не значит, что у конструкторов все было гладко и ровно. Наоборот, работы было более чем достаточно, потому что главной проблемой для самолета стал двигатель. Изначально был выбран «Принц», 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, мощностью всего 850 л.с. Обеспечить выполнение условий технического задания было на пределе возможностей двигателя, а его невысокую мощность планировали компенсировать за счет аэродинамики и небольшого веса машины.
Новшеств было предостаточно. Самолет был цельнометаллическим с несущей обшивкой (чтобы разгрузить силовой набор самолета и сэкономить вес), каждый член экипажа имел свою закрывающуюся фонарем кабину. Шасси убиралось гидравликой в крыло, назад по ходу движения. Колеса выступали из крыла в убранном состоянии, защищая центроплан при вынужденной посадке, для уменьшения сопротивления воздушному потоку были сделаны обтекатели. Хвостовое колесо было сделано не убирающимся.
Оборонительное вооружение было по-британски лаконичным: один синхронный пулемет «Браунинг» 7,7-мм и «Виккерс К» такого же калибра на турели у стрелка-радиста для защиты задней полусферы.
Бомбы весом 454 кг находились в бомбоотсеках, расположенных в крыльях.
Подвеска бомб производилась на телескопических держателях, которые позволяли сбрасывать бомбы с пикирования.
«Баттл» мог взять две бомбы по 227 кг, либо четыре бомбы по 113,5 кг, либо две бомбы по 227 кг и две бомбы 113,5 кг, но тогда вылет можно было совершать на небольшие расстояния за счет половинного запаса топлива. Можно было подвесить балочные мосты для подвески бомб малого калибра.
Примерно так выглядел «Баттл» в прототипе 1934 года. Но тут же начались доработки, вызванные требованиями министерства обороны. Продувка прототипа в аэродинамической трубе показала, что отдельные фонари создают излишнее сопротивление, да и военные потребовали ввести в экипаж третьего, штурмана-бомбардира, мотивируя тем, что стрелку будет чем заняться на вражеской территории, помимо определения местоположения и сброса бомб. Очень, кстати, логично.
Между стрелком и пилотом втиснули штурмана, который должен был работать с бомбовым прицелом, лежа на полу кабины. Саму кабину удлинили и закрыли одним длинным фонарем-«оранжереей».
Пришлось решить проблему с двигателем. «Принц» так и не достиг готовности к серийному производству, так что было решено заменить его на двигатель производства «Роллс-Ройса» некий PV.12. Он тоже находился в стадии доведения до ума, но c ним получилось более эффективно. Это тот самый двигатель, который стал в будущем «Мерлином» и на котором летали почти все британские самолеты Второй Мировой войны.
Первый полет «Баттл» с «Мерлином» совершил 10 марта 1936 года. Самолет показал неплохую скорость в 414 км/ч, что было даже немного выше требуемой в техзадании. Дальность полета оценили в 1580 км при планируемой 1650 км.
В целом, для 1936 года ЛТХ были на грани. В мире начиналась эра средних двухмоторных бомбардировщиков, в Испании проходили испытания боем немецкий Не.111 и советский СБ, да и британские ВВС получили уже «Бленхейм», который переделали из пассажирского.
В общем, эффектно смотревшийся в 1933 году, в 1936-м «Баттл» был уже сильно так себе.
Но тем не менее, самолет в серию пошел. Даже несмотря на то, что он реально выглядел устаревшим. Тут надо понимать принципы британцев. В 1936 году стало понятно, что надо готовится к войне и британские фирмы начали получать заказы именно на те модели самолетов, которые реально было начать производить, причем, производить массово.
Так получилось и с «Баттлом». Сперва заказали 155 машин, потом последовали еще заказы на 655 самолетов. Пришлось, правда, доработать некоторые вещи. Кабину сдвинули к хвосту, фонарь продолжили небольшим гаргротом. При подготовке к бою коническая секция гаргрота поворачивалась вокруг своей оси, открывая вырез, через который пулемет переводился в боевое положение.
Были и негативные моменты. Выяснилось, что серийный «Баттл» даже с более мощным мотором медленнее прототипа. На пробах серийный «Баттл» выдал всего 388 км/ч пустым, а с нагрузкой скорость была еще меньше.
Но в 1937 году «Баттлы» начали поступать в авиационные эскадрильи британских ВВС.
Пилотам бомбардировщик понравился. Машина была устойчивой и послушной в полете, легкой в пилотировании и надежной.
А вот штурманы были совсем иного мнения. Рабочее место штурмана оказалось очень тесным, да к тому же еще жарким из-за соседства с радиатором охлаждения. Для того, чтобы начать работу с бомбовым прицелом, штурман должен был открыть нижнее окно для прицеливания и получал в лицо поток горячего воздуха из радиатора. Работа бомбардира была весьма непростой.
У штурмана (которым становился бомбардир, сев в кресло) дела шли ничуть не лучше. Выяснилось, что со своего места штурман просто не может наблюдать за землей, потому что широкое крыло полностью перекрывало ему обзор. И следить за землей штурман мог тоже лежа, глядя через окошко для бомбового прицела.
Военные выразили удовлетворение тем, что истребители-бипланы не в состоянии догнать «Баттл». Однако в мире уже были самолеты, которым догнать «Баттл» не было сложной задачей. «Харрикейн», «Мессершмитт», И-16…
С течением времени «Баттл» начал превращаться в учебно-боевую машину. С одной стороны, небыстрый и откровенно слабо вооруженный, с другой стороны – простой в управлении и надежный самолет. Чего еще желать такой машине? На «Баттлах» начали готовить экипажи для бомбардировочной авиации.
Однако «Баттлу» пришлось-таки повоевать. После того, как Британия объявила войну Германии, на территорию Франции перебросили 10 эскадрилий «Баттлов». Самолеты начали действовать в районе Реймса.
Поначалу британцам сопутствовал успех. «Баттлы» вели разведку, сбрасывали листовки. 20 сентября стрелками звена «Баттлов» был сбит «Мессершмитт». Но через 10 дней «мессеры» сквитались, сбив 4 «Баттла». После этого бомбардировщики начали действовать по ночам.
Первые потери показали слабые стороны «Баттла». Откровенно слабое оборонительное вооружение и отсутствие брони. Хорошо, что хотя бы бензобаки были протектированными. В строевых частях даже начали импровизировать, прорезая люки для стрельбы вниз-назад или устанавливая пулеметы на крепления бомбового прицела.
Стрелять из нижнего пулемета было очень неудобно. Штурман при этом должен был сидеть, поджав ноги, чтобы не мешать стрелку, который, приняв не самую удобную позу, должен был отбивать атаку противника. Люк к тому же нарушал прочность самого фюзеляжа. На некоторых самолетах начали устанавливать кустарную бронезащиту: бронелисты, прикрывавшие стрелка и место штурмана.
В «странной войне» «Баттлы» принимали участие весьма посредственно. Их даже начали менять на «Бленхеймы». Но тем не менее, восемь эскадрилий в мае 1940 года стали основной ударной силой британского экспедиционного корпуса. И именно «Баттлам» пришлось противостоять немецким войскам, рванувшимся к Парижу.
В распоряжении британцев было 110 исправных машин.
«Баттлы» вступили в битву против немцев. В основном им ставились задачи по штурмовке вражеских колонн. Днем, с бреющего полета. Ничего более современного не оказалось под рукой, и небронированные «Баттлы» ловили пули из всех видов оружия. В общем, ими попробовали заткнуть бреши в обороне.
Неудивительно, что в первый день применения «Баттлов» британцы потеряли 16 машин из 36 вылетевших на задания. А 14 мая 1940 года вообще стал для «Баттлов» «черным» днем. «Мессершмитты» перехватили группу из 62 самолетов и сбили 35 из них. Это было настоящее побоище в небе над Седаном.
По идее, стоило перевести эти самолеты на ночной режим работы, но обстановка не позволяла этого сделать. И «Баттлы» бомбили танковые и пехотные колонны, мосты, автомашины. Кстати, довольно успешно. Несколько мостов через Сену было выведено из строя именно благодаря ударам «Баттлов».
Всего за время французской кампании британский корпус потерял 230 «Баттлов». 15 июня 1940 года все уцелевшие «Баттлы» перегнали в Великобританию, а остальные уничтожили на аэродромах.
Дома «Баттлы» продолжили свою службу. Часть эскадрилий наносила бомбовые удары по немецким судам, которые должны были быть использованы для высадки десанта на британское побережье в Кале, Булони или Остренде. Эти налеты прекратились в октябре 1941 года и стали последним применением «Баттлов» в качестве бомбардировщиков.
Часть самолетов применяло Береговое командование как патрульные противолодочные самолеты в составе специальной 98-й эскадрильи. Однако небольшой радиус действия и отсутствие поисковых радаров сделали «Баттлы» неэффективными. Ни одной немецкой подводной лодки они не смогли обнаружить.
В судьбе «Баттла» были попытки участия в войне на стороне других стран.
Бельгийское правительство еще в 1937 г. заказало на фирме «Фэйри» 16 самолетов. В 1938 году они были поставлены. Ими вооружили две эскадрильи, которые приняли участие в сопротивлении немецким войскам.
5 самолетов были уничтожены на аэродроме в первый день войны, 2 были не готовы к полетам, остальные 9 полетели бомбить мосты через Альберт-канал. Обратно вернулись 3 самолета, которые были уничтожены при налете на аэродром на следующий день.
Поляки хотели приобрести 100 машин для замены своих «Карасей». Первые самолеты были отправлены перед самым началом войны, в конце августа 1939 года. Однако пока самолеты шли кружным путем Средиземным морем, Польша умудрилась капитулировать.
В январе-марте 1940-го готовилась поставка 20 самолетов для Финляндии, но советско-финская война закончилась до того, как эти машины были отправлены.
В конце 1939 г. Греции передали в качестве союзнической помощи 12 уже побывавших в эксплуатации «Баттлов». Эти самолеты были использованы для ударов по наступающим итальянским войскам. В апреле 1940 года все греческие «Баттлы» были уничтожены при налете на аэродром Танагра.
«Баттлы» применяли южноафриканцы в войне против итальянских войск на границе Кении и итальянского Сомали до середины 1941 года.
В Австралии оказались 334 машины, которые использовались в учебных целях.
В Канаду было поставлено 739 самолетов. Там работали множественные авиационные школы, готовившие пополнение летного состава, в которых готовили пилотов и стрелков в том числе и для Королевских ВВС.
Выпуск «Баттлов» прекратили в сентябре 1940 г. Всего было построено 2185 самолетов.
В качестве учебно-тренировочных машин «Баттлы» прослужили всю войну. Их использовали школы летчиков, бомбардиров и стрелков, учебные части, а также различные вспомогательные подразделения. Некоторое количество самолетов было использовано для испытания новых моторов.
После войны все «Баттлы» быстро отправили на слом. В шестидесятых годах из двух найденных в разных местах машин собрали один самолет, который является экспонатом музея в Хэндоне.
Вот так вышло у фирмы «Фэйри», что вроде бы современная машина стремительно устарела за каких-то три года. Однако, выпущенный как легкий бомбардировщик, «Баттл» все-таки внес свой вклад в войну.
ЛТХ Battle Mk.II
Размах крыла, м: 16,45
Длина, м: 12,93
Высота, м: 4,57
Площадь крыла, м2: 39,20
Масса, кг
— пустого самолета: 3 361
— нормальная взлетная: 4 944
— нормальная взлетная: 5 307
Двигатель: 1 х Rolls-Royce «Merlin II» х 1030 л.с.
Максимальная скорость, км/ч
— у земли: 338
— на высоте: 406
Крейсерская скорость, км/ч: 322
Практическая дальность, км: 1 931
Скороподъемность, м/мин: 282
Практический потолок, м: 7 925
Экипаж, чел: 3
Вооружение:
— один 7,7-мм пулемет в правой консоли крыла,
— один 7,7-мм пулемет в задней кабине;
— бомбовая нагрузка до 454 кг (перегруз — 681 кг)
Источник: topwar.ru