Первый пошел
Китай начал испытывать первый в мире двухместный истребитель пятого поколения, созданный на базе Chengdu J-20 «Черный орел».
Сама по себе его разработка не стала новостью, однако складывалось впечатление, что вокруг проекта намеренно создают дезинформационное поле.
В прошлом году газета South China Morning Post показала двухместный J-20, имеющий расположение летчиков бок о бок, подобно тому, как мы это видим на Су-24 и Су-34 (странное и не слишком удачное решение для истребителя, нужно признаться).
Другой фейковый вариант был больше похож на учебно-боевую версию Eurofighter Typhoon.
Однако военные блоги социальной сети Weibo на днях расставили точки над «и», что касается облика новой машины.
На новых фотографиях отчетливо видно самолет с двухместной тандемной кабиной, визуально похожей на ту, которую можно видеть на учебной версии французского Dassault Rafale.
На одном из видео показаны руления и пробежки двухместного J-20. В свою очередь, телеграм-канал Dambiev сообщил, что 25 октября 2021 года на летно-испытательной станции авиастроительного предприятия Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) в Чэнду машина впервые поднялась в небо.
На одном из фото можно видеть неокрашенный истребитель в воздухе. Машина похожа на новинку, о которой идет речь, однако, поскольку истребитель видно только с нижней полусферы, какая именно версия J-20 перед нами, нельзя сказать наверняка.
Примечательно и то, что мы до сих пор не знаем обозначения новой машины.
Ее иногда называют J-20B, J-20AS или J-20S. Как бы самолет не величали, очевидно одно: новый вариант J-20 даст Китаю то, чего нет ни у России, ни даже у Соединенных Штатов.
Напомним, единственными, принятыми на вооружение истребителями пятого поколения, сейчас являются американские F-22 Raptor и F-35A/B/С, китайский J-20 и российский Су-57. Еще один «китаец» – J-31 – сейчас испытывают. У японцев имеется демонстратор пятого поколения ATD-X, а у корейцев – прототип KAI KF-X. Все они – одноместные (по крайней мере, в тех версиях, которые показали широкой публике и СМИ).
Впрочем, саму идею придумали не китайцы.
Первым двухместным истребителем-бомбардировщиком пятого поколения мог стать американский F/B-22 на базе F-22, однако проект отменили. Россия, нужно полагать, изначально видела ПАК ФА в том числе – как двухместный самолет: такая версия могла иметь большие экспортные возможности. Но с экспортом Су-57 пока «не срослось», а двухместный вариант, по последним данным, могут применить уже для нужд Воздушно-космических сил России.
Сообразили на двоих
В этой связи специалисты часто задаются вопросом: что же подвигло создателей вернуться к схеме с двумя членами экипажа?
Ведь она по умолчанию более затратная и сказывается на летно-технических характеристиках машины. Не говоря уже о том, что потеря сразу двух летчиков куда более чувствительна для страны. Даже такой крупной, как Поднебесная.
Ответ, возможно, кроется в том, что два человека могут лучше использовать огромные потоки данных, предоставляемые им датчиками, которыми буквально напичкан современный боевой самолет.
Как отмечает издание Market Research Telecast в материале про двухместный J-20 (на который обратил внимание пользователь Сети под ником Fighterbomber), второе место предназначено для оператора управляемых боеприпасов класса «воздух-поверхность» и средств радиоэлектронной борьбы. При этом первый пилот будет маневрировать и атаковать вражеские самолеты с помощью ракет класса «воздух-воздух».
Наличие двухместного варианта также существенно расширяет возможности для тренировки летчиков: вне зависимости от поколения машин, о котором идет речь.
Однако при ближайшем рассмотрении каждый из этих пунктов едва ли можно назвать серьезным поводом для создания условно «новой» машины. В пользу этого как раз говорит отказ США от двухместной «пятерки».
С большой долей вероятности J-20B стал ответом на новые вызовы, связанные с БПЛА. Вернее, с управлением беспилотными летательными аппаратами и концепцией так называемого беспилотного ведомого, когда один истребитель должны сопровождать 2–4 беспилотника, способных решать в том числе ударные задачи.
До последнего времени это было прерогативой Запада.
Так, в феврале в воздух поднялся созданный австралийским подразделением Boeing аппарат Loyal Wingman, который должен будет решать такого рода задачи.
Однако Китай решил догнать и перегнать Австралию и США.
На недавней выставке Airshow China 2021 в Чжухае китайцы показали макет FH-97, который внешне почти неотличим от американского экспериментального беспилотного летательного аппарата Kratos XQ-58 Valkyrie. Последний входит в программу научно-исследовательской лаборатории ВВС США по разработке экономичных авиационных технологий LCAAT. Задача аппаратов LCAAT – сопровождать истребители F-22 или F-35 во время боевых заданий, имея на борту как системы наблюдения, так и оружие.
Примечательно, что таким же путем пошла Россия.
Как уже говорилось, одну из версий Су-57 хотят сделать двухместной. При этом ее все чаще рассматривают в связке с новым ударным БПЛА «Охотник».
Для управления новейшими беспилотниками «Охотник» будет создан двухместный командный вариант Су-57. Предполагается, что истребитель, разработка которого уже идет, будет вести с собой порядка четырех «Охотников»,
– заявил недавно ТАСС источник в ВПК.
Что касается вопроса о том, являются ли фото и видео нового двухместного истребителя подлинными (во всех смыслах этого слова), возьмем на себя смелость сказать, что это действительно так.
Как справедливо отмечает издание The Drive в материале «This Is Our First Look At A Two-Seat Variant Of China's J-20 Stealth Fighter», такого рода «утечки» данных хорошо вписываются в устоявшуюся схему, когда китайцы со временем показывают все более детализированные изображения образцов авиатехники, созданной Chengdu Aircraft Industry Group.
Проблемы в прошлом
Нет сомнений и в том, что КНР может создавать истребители пятого поколения, в том числе – двухместные. Проблемы с двигателями, которые явственно ощущались еще десять лет назад постепенно уходят в небытие. Недавно на авиашоу в Чжухае китайцы показали истребитель J-20 с двигателями WS-10C, созданными Поднебесной. Раньше, напомним, на этих машинах стояли российские АЛ-31ФН.
Если говорить об авиационных вооружениях, то Китай сейчас находится как минимум на уровне России. А в плане бортовой электроники, вероятно, уже давно ее обошел.
На самолете J-10C, например, по имеющимся данным, устанавливают БРЛС с активной фазированной антенной решеткой, которой нет ни на Су-30СМ, ни даже на Су-35С – самом мощном и наиболее передовом российском истребителе из числа массовых.
При этом не стоит забывать о количестве: тех же одноместных J-20 уже произвели примерно 150 единиц. Такой прыти могут позавидовать даже американцы, у которых лишь немногим больше знаменитых «Рапторов».
Источник: topwar.ru