Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Успех боя зависит от твердого, непрерывного, устойчивого, оперативного и скрытого управления подразделениями. В этих целях создается система координации, в которой функционально связаны органы и пункты управления, а также система связи.

И именно связь играет важнейшую роль в общей системе управления, обеспечивая командирам и штабам руководство деятельностью подчиненных войск, согласование взаимных усилий соседей и частей различных родов войск, передачу сигналов, а также руководство всеми видами боевого, технического и тылового обеспечения.

Предисловие

До XIX века беспроводная радиосвязь в делах бытовых была просто фантазией. И даже после появления радио в самом конце XIX века прошло немало времени, прежде чем радио стало популярным предметом военного и домашнего обихода.

Радио было первым устройством, позволяющим осуществлять массовую коммуникацию. Это позволило передавать информацию повсюду, не только на национальном, но и на международном уровне.

Разработка радио началась в 1893 году, когда Николай Тесла продемонстрировал беспроводную радиосвязь в Сент-Луисе, штат Миссури. Его работа заложила основу для тех ученых, которые трудились над усовершенствованием радио, которым мы сейчас пользуемся.

Развитие практической, если можно так сказать, радиосвязи началось после того, как в 1895 году А. Поповым, а годом позже – итальянцем Г. Маркони были созданы радиоприёмники, которые могли передавать и принимать сигнал, то есть осуществлять радиосвязь. Демонстрация А. Поповым функционирования созданной им радиоаппаратуры и осуществленной с её помощью беспроводной передачи сигналов впервые состоялась 7 мая 1895 года.

До Первой мировой войны радио в основном использовалось для связи с кораблями, находившимися в море. В то время корабль, уходя в море, порывал все отношения с берегом и жил в период плавания своей собственной жизнью. Теперь же радио позволяло кораблю связаться с берегом при любых условиях, где бы он ни находился.

Например, первые опыты применения радио на отечественном флоте были проведены в марте 1897 года. Тогда А. Попов из Кронштадтского порта установил радиосвязь с яхтой «Рыбка» на расстоянии 650 м.

Летом и осенью следующего 1898 года под непосредственным руководством того же А. Попова, была установлена радиосвязь между транспортом «Европа» и крейсером «Африка» на расстоянии около 3 миль.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Первые попытки наладить радиосвязь между кораблями

Первая мировая и появление Wireless communications tank

С Первой мировой войной важность радио стала очевидной, и его полезность значительно возросла.

Во время войны военные использовали радиосвязь (wireless communication или «беспроводная связь» в терминологии тех лет) почти исключительно, и она стала бесценным инструментом для отправки и получения сообщений вооруженным силам в режиме реального времени без необходимости использования, как раньше, физического посыльного. В этот период разрабатываются первые перевозимые на транспорте и носимые солдатом радиостанции.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Английские связисты работают на переносной рации Trench Set, 1917 г.
В 1917 году в Англии появился первый бронированный транспортер беспроводной связи.

Им стал танк Мк. I, на котором было установлено оборудование, обеспечивающее возможность двусторонней аудиосвязи с помощью кода Морзе. До этого все танки на поле боя должны были полагаться либо на физическую, либо на визуальную связь.

Физическое общение было достигнуто с помощью почтовых голубей. В каждом танке находилось по четыре голубя, которых держали в плетеной корзине. Их запускали из люков в спонсонах танков. Сообщение вкладывали в упаковку цилиндрической формы, прикрепленную к ногам птицы.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Сообщение готово к передаче. Так выглядела эсэмэска первой половины войны
Визуальная коммуникация была в форме семафоров и сигнальных флагов.

Флажки или подвижные планки семафора используются, чтобы передать информацию на расстояние, которое позволяет принимать сигнал невооруженным глазом. Обычно это не более 1 км. Расстояние может быть увеличено до 3 км, если для приема сигнала использовать оптические приборы.

На бронированных машинах связь семафоров обеспечивалась либо механической мачтой, снабженной лопастями, прикрепленными к крыше танка, либо вручную через люки в задней части боевой машины. Использовали три основных цвета, в которые окрашивали диски семафора: белый, красный и зеленый. Их сочетание давало определённый сигнал или информацию. Так, если экипаж замечал противника, это передавалось сочетанием двух цветов – белого и красного.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
В конструкцию семафора входит мачта, поворотные крылья (а), обычно 2 или 3, и неподвижное крыло (b), называемое индексом. На концах поворотных крыльев были закреплены круги. Определенное положение подвижных крыльев соответствует определенной букве
Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Положение семафора на танке Мк. V. На крыльях хорошо видны белые круги сигнализации
Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
А это танковый флажковый семафор в действии. Послевоенное фото 1920-х годов
Однако были проблемы с обоими методами.

Голубь был односторонним сообщением, и на него нельзя было ответить (не говоря уже о том, что он мог потеряться, быть застреленным или даже съеденным).

«Семафор» хотя и представлял двусторонний метод, но был ненадежен в периоды плохой видимости, например, при раннем утреннем тумане или густом едком дыме, который так часто накапливался на поле боя.

После появления танка, он стал основным оружием прорыва обороны противника. Но в бою мог настать момент, когда пехота может отстать от танков или танки в пылу атаки вынуждены будут оторваться от нее.

Что тогда делать, как вернуть или остановить продвижение танков?

А если танки нарвутся на противника и им потребуется поддержка, как тогда быть?

Поэтому в начальный период войны за некоторыми танками пытались проложить телефонный кабель для аудиосвязи с экипажем. Но кабель часто обрывался, цепляясь за обломки на поле боя, или перерезался осколками мин и снарядов при обстрелах.

Решением таких проблем и стала беспроводная связь.

С появлением на поле боя усовершенствованной модели танка Mk. IV было решено несколько уцелевших в боях танков Mk. I переоборудовать в специальные и учебные машины. Одной из специальных машин и стали танки с беспроводной связью или, как тогда говорили, «сигнальные танки».

Оборудование для связи

Эксперименты по установке беспроводного устройства внутри танка начались в июне 1917 года.

В тот момент танки модели Mk. I предполагалось использовать в качестве экспериментальных машин. При этом с бронированных машин все оружие и соответствующее внутреннее оборудование было демонтировано. Этого было достаточно, чтобы обеспечить место для беспроводного оборудования связи.

Первоначальный предполагаемый метод заключался в использовании танков в качестве бронированных транспортных средств, которые будут нести все оборудование радиоприемных станций, чтобы установить его в подходящих местах после того, как атакующие войска, в том числе и танки, очистят немецкие окопы и начнут двигаться дальше.

Вскоре все поняли, что такой метод для ведения маневренных боевых действий не подходит.

После недолгих раздумий было решено приступить к установке антенны на самих танках.

Спонсоны обычно несли на себе основное вооружение танка. Как указывалось выше, от вооружения избавились, а освободившееся пространство использовалось как место для беспроводного оборудования. Беспроводной набор был установлен в правом спонсоне с небольшим операционным столом, добавленным слева.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
На фото видна внутренняя часть правого спонсона танка и беспроводного комплекта внутри
Комплект и сопутствующие системы питались от двух дополнительных 10-вольтовых аккумуляторных батарей и небольшой динамо-машины, установленной на двигателе.

В танках использовали три вида беспроводного оборудования:

1. W/T Trench Set Mk. I: 1916 г., непрерывная волна, частота передачи 500–1400 циклов в секунду (герц), частота приема 500–1400 циклов в секунду (герц), выходная мощность – 30 Вт, дальность действия 5 миль (8 км), антенна 15 футов (4,6 м). Количество произведенных станций – 199 шт.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Trench Set Mk. I
2. W/T Trench Set Mk. II: 1917 г., непрерывная волна, частота передачи 340–1850 циклов в секунду (герц), частота приема 340–1850 циклов в секунду (герц), выходная мощность – 30 Вт, дальность действия 5 миль, антенна 2×4 фута (0,6×1,2 м) или одиночная 15 футов. Произведено 133 шт.

3. W/T Trench Set Mk. III: 1917 г., состояла из приемника и передатчика в отдельных корпусах. Непрерывная волна, частота передачи 450–1450 циклов в секунду (герц), частота приема 450–1450 циклов в секунду (герц), выходная мощность – 30 Вт, диапазон 2–5 миль (3,2–8 км). Вес приемника 17 фунтов (7,65 кг), передатчика – 18,5 фунтов (8,3 кг). Антенна 2×4 фута или одиночная 15 футов. Количество изготовленных передатчиков 2 853, количество изготовленных приемников –2 650 шт.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Передатчик Trench Set Mk. III
Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Приемник Trench Set Mk. III
Для связи между абонентами использовали код Морзе.

Сигнал передавался через антенну высотой 15 футов (4,6 метра). Если танк был в движении, антенна располагалась горизонтально на крыше танка. Когда при передаче и приеме танк был неподвижен, мачта антенны поднималась. Мачта поддерживала антенный кабель, который через крышу танка соединялся с радиостанцией. Длина кабеля составляла примерно 200 футов (61 метр). Слева и справа от мачты для ее устойчивого положения были натянуты тросы.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Боковая проекция танка беспроводной связи на базе корпуса Mk. I «самка». Рисунок Бернарда Бейкера, Escodrion
Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Королева Мария Текская осматривает танки (в частности, танк беспроводной связи) и личный состав в центральных хранилищах и мастерских танкового корпуса в Эрине, 7 июля 1917 года. Ее сопровождает генерал Хью Эллес, командующий танковым корпусом (справа)

В это же время радиопередатчики начали ставить на аэропланы. Поэтому идея связать воедино самолет и танк, как сказали бы сейчас – в единую информационную сеть, стала очевидной.

С этой целью во Франции и Великобритании были испытаны различные типы антенн, чтобы проверить эффективность беспроводной телефонной связи авиации с танком. Ниже представлена первая страница отчета лейтенанта Артура Рэгга (8-й эскадрон Королевских ВВС), на которой показан один из вариантов антенны, похожей на современную «бегущую» волну. Из отчета можно понять, что устойчивая связь с самолетом обеспечивается при длине антенны 30,5 м на дальности до 3,5 км при скорости самолета до 150 км/ч. Позже работа из Франции была передана на авиабазу ВВС Великобритании в Биггин-Хилл, что на южной окраине Лондона.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Другой тип приемной антенны для беспроводной/телефонной связи, опробованный на Биггин-Хилл, можно увидеть на фотографиях ниже. На танке Mk. IV под номером 402 в передней части корпуса расположена антенна типа «гибкая панель». Кабель антенны (указан стрелками) выходит из правого смотрового окна, и, по-видимому, крепится к нижнему правому углу панели.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Еще одно изображение 402-го на Биггин-Хилл показывает гибкую «whip aerial», торчащую из задней части правого спонсона. Возможно, это та же антенна, что на фото выше. Но, скорее всего, это иной вариант антенны, испытанной во Франции, и названный «удочка».

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи

Участие в боях

Боевые рапорты и соответствующие фотографии танка Wireless communications крайне редки. Но исходя из имеющегося малого объема информации, мы можем сделать вывод, что танки беспроводной связи применялись в боевых действиях в 7 милях к югу от Ипра в регионе Западной Фландрии в Бельгии в июне 1917 года.

По крайней мере, еще один танк Mark IV был преобразован в танк беспроводной связи в сентябре 1917 года. Он использовался в районе Менин-роуд, который находился всего в 2 милях к востоку от Ипра. Этот Mk. IV использовал радиомачту, но вместо того, чтобы устанавливать ее на танк, она стояла вертикально на земле рядом с ним.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
«Сигнальный танк» в районе Менин-роуд. Около танка видно мачту антенного кабеля, вкопанную в землю
Третий эпизод боевого использования танков беспроводной связи – это битва при Камбре (20 ноября – 7 декабря 1917 года).

Здесь танки связи использовались в качестве командирских танков. Однако число танков неизвестно. Знаем только, что тогда использовались стандартные комплекты для артиллерии (приемные станции «continuous wave»), которые были перенесены на боевые танки. В бою они оказались непригодными, так как антенну пришлось устанавливать вне танка.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Фотография танка связи в лоб, показывающая, какой высоты была передающая мачта
Испытания по передаче информации при использовании беспроводной связи прошли настолько успешно, что в августе 1918 года танковым корпусом были заказаны 288 Mk. III с 96 комплектами радиостанций мощностью 120 Вт. Последняя разработка танка беспроводной связи произошла в июле 1918 года, когда проводились очередные испытания беспроводных телефонов для связи «танк-танк» и «танк-самолет».

1 сентября 1918 года на конференции британских ВВС и Танкового корпуса, которая проходила в штаб-квартире Танкового корпуса, полковник Хью Эллес предоставил британским ВВС информацию о том, как работает беспроводная система. После этого участники конференции начали работы над тем, как связать системы британских ВВС и Танкового корпуса и улучшить коммуникацию между ними. Об этом свидетельствует письмо генерал-майора Филиппа Гейма Командованию RAF от 4 сентября 1918 года. Ниже представлен фрагмент этого письма.

Радио вместо голубей – первый танк беспроводной связи
Через два месяца война закончилась, и начатые работы были приостановлены, так и не дойдя до своей практической реализации. Только десятилетиями позже эти идеи удалось воплотить в жизнь.

В настоящее время точно неизвестно, сколько таких танков было построено, где производились и кем переоборудовались. Так же не обнаружено никаких отчетов об «истории сражений» во время Первой мировой войны, написанных командирами танков с беспроводным оборудованием.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий