Успех боя зависит от твердого, непрерывного, устойчивого, оперативного и скрытого управления подразделениями. В этих целях создается система координации, в которой функционально связаны органы и пункты управления, а также система связи.
И именно связь играет важнейшую роль в общей системе управления, обеспечивая командирам и штабам руководство деятельностью подчиненных войск, согласование взаимных усилий соседей и частей различных родов войск, передачу сигналов, а также руководство всеми видами боевого, технического и тылового обеспечения.
Предисловие
До XIX века беспроводная радиосвязь в делах бытовых была просто фантазией. И даже после появления радио в самом конце XIX века прошло немало времени, прежде чем радио стало популярным предметом военного и домашнего обихода.
Радио было первым устройством, позволяющим осуществлять массовую коммуникацию. Это позволило передавать информацию повсюду, не только на национальном, но и на международном уровне.
Разработка радио началась в 1893 году, когда Николай Тесла продемонстрировал беспроводную радиосвязь в Сент-Луисе, штат Миссури. Его работа заложила основу для тех ученых, которые трудились над усовершенствованием радио, которым мы сейчас пользуемся.
Развитие практической, если можно так сказать, радиосвязи началось после того, как в 1895 году А. Поповым, а годом позже – итальянцем Г. Маркони были созданы радиоприёмники, которые могли передавать и принимать сигнал, то есть осуществлять радиосвязь. Демонстрация А. Поповым функционирования созданной им радиоаппаратуры и осуществленной с её помощью беспроводной передачи сигналов впервые состоялась 7 мая 1895 года.
До Первой мировой войны радио в основном использовалось для связи с кораблями, находившимися в море. В то время корабль, уходя в море, порывал все отношения с берегом и жил в период плавания своей собственной жизнью. Теперь же радио позволяло кораблю связаться с берегом при любых условиях, где бы он ни находился.
Например, первые опыты применения радио на отечественном флоте были проведены в марте 1897 года. Тогда А. Попов из Кронштадтского порта установил радиосвязь с яхтой «Рыбка» на расстоянии 650 м.
Летом и осенью следующего 1898 года под непосредственным руководством того же А. Попова, была установлена радиосвязь между транспортом «Европа» и крейсером «Африка» на расстоянии около 3 миль.
Первые попытки наладить радиосвязь между кораблями
Первая мировая и появление Wireless communications tank
С Первой мировой войной важность радио стала очевидной, и его полезность значительно возросла.
Во время войны военные использовали радиосвязь (wireless communication или «беспроводная связь» в терминологии тех лет) почти исключительно, и она стала бесценным инструментом для отправки и получения сообщений вооруженным силам в режиме реального времени без необходимости использования, как раньше, физического посыльного. В этот период разрабатываются первые перевозимые на транспорте и носимые солдатом радиостанции.
Английские связисты работают на переносной рации Trench Set, 1917 г.
В 1917 году в Англии появился первый бронированный транспортер беспроводной связи.
Им стал танк Мк. I, на котором было установлено оборудование, обеспечивающее возможность двусторонней аудиосвязи с помощью кода Морзе. До этого все танки на поле боя должны были полагаться либо на физическую, либо на визуальную связь.
Физическое общение было достигнуто с помощью почтовых голубей. В каждом танке находилось по четыре голубя, которых держали в плетеной корзине. Их запускали из люков в спонсонах танков. Сообщение вкладывали в упаковку цилиндрической формы, прикрепленную к ногам птицы.
Сообщение готово к передаче. Так выглядела эсэмэска первой половины войны
Визуальная коммуникация была в форме семафоров и сигнальных флагов.
Флажки или подвижные планки семафора используются, чтобы передать информацию на расстояние, которое позволяет принимать сигнал невооруженным глазом. Обычно это не более 1 км. Расстояние может быть увеличено до 3 км, если для приема сигнала использовать оптические приборы.
На бронированных машинах связь семафоров обеспечивалась либо механической мачтой, снабженной лопастями, прикрепленными к крыше танка, либо вручную через люки в задней части боевой машины. Использовали три основных цвета, в которые окрашивали диски семафора: белый, красный и зеленый. Их сочетание давало определённый сигнал или информацию. Так, если экипаж замечал противника, это передавалось сочетанием двух цветов – белого и красного.
В конструкцию семафора входит мачта, поворотные крылья (а), обычно 2 или 3, и неподвижное крыло (b), называемое индексом. На концах поворотных крыльев были закреплены круги. Определенное положение подвижных крыльев соответствует определенной букве
Положение семафора на танке Мк. V. На крыльях хорошо видны белые круги сигнализации
А это танковый флажковый семафор в действии. Послевоенное фото 1920-х годов
Однако были проблемы с обоими методами.
Голубь был односторонним сообщением, и на него нельзя было ответить (не говоря уже о том, что он мог потеряться, быть застреленным или даже съеденным).
«Семафор» хотя и представлял двусторонний метод, но был ненадежен в периоды плохой видимости, например, при раннем утреннем тумане или густом едком дыме, который так часто накапливался на поле боя.
После появления танка, он стал основным оружием прорыва обороны противника. Но в бою мог настать момент, когда пехота может отстать от танков или танки в пылу атаки вынуждены будут оторваться от нее.
Что тогда делать, как вернуть или остановить продвижение танков?
А если танки нарвутся на противника и им потребуется поддержка, как тогда быть?
Поэтому в начальный период войны за некоторыми танками пытались проложить телефонный кабель для аудиосвязи с экипажем. Но кабель часто обрывался, цепляясь за обломки на поле боя, или перерезался осколками мин и снарядов при обстрелах.
Решением таких проблем и стала беспроводная связь.
С появлением на поле боя усовершенствованной модели танка Mk. IV было решено несколько уцелевших в боях танков Mk. I переоборудовать в специальные и учебные машины. Одной из специальных машин и стали танки с беспроводной связью или, как тогда говорили, «сигнальные танки».
Оборудование для связи
Эксперименты по установке беспроводного устройства внутри танка начались в июне 1917 года.
В тот момент танки модели Mk. I предполагалось использовать в качестве экспериментальных машин. При этом с бронированных машин все оружие и соответствующее внутреннее оборудование было демонтировано. Этого было достаточно, чтобы обеспечить место для беспроводного оборудования связи.
Первоначальный предполагаемый метод заключался в использовании танков в качестве бронированных транспортных средств, которые будут нести все оборудование радиоприемных станций, чтобы установить его в подходящих местах после того, как атакующие войска, в том числе и танки, очистят немецкие окопы и начнут двигаться дальше.
Вскоре все поняли, что такой метод для ведения маневренных боевых действий не подходит.
После недолгих раздумий было решено приступить к установке антенны на самих танках.
Спонсоны обычно несли на себе основное вооружение танка. Как указывалось выше, от вооружения избавились, а освободившееся пространство использовалось как место для беспроводного оборудования. Беспроводной набор был установлен в правом спонсоне с небольшим операционным столом, добавленным слева.
На фото видна внутренняя часть правого спонсона танка и беспроводного комплекта внутри
Комплект и сопутствующие системы питались от двух дополнительных 10-вольтовых аккумуляторных батарей и небольшой динамо-машины, установленной на двигателе.
В танках использовали три вида беспроводного оборудования:
1. W/T Trench Set Mk. I: 1916 г., непрерывная волна, частота передачи 500–1400 циклов в секунду (герц), частота приема 500–1400 циклов в секунду (герц), выходная мощность – 30 Вт, дальность действия 5 миль (8 км), антенна 15 футов (4,6 м). Количество произведенных станций – 199 шт.
Trench Set Mk. I
2. W/T Trench Set Mk. II: 1917 г., непрерывная волна, частота передачи 340–1850 циклов в секунду (герц), частота приема 340–1850 циклов в секунду (герц), выходная мощность – 30 Вт, дальность действия 5 миль, антенна 2×4 фута (0,6×1,2 м) или одиночная 15 футов. Произведено 133 шт.
3. W/T Trench Set Mk. III: 1917 г., состояла из приемника и передатчика в отдельных корпусах. Непрерывная волна, частота передачи 450–1450 циклов в секунду (герц), частота приема 450–1450 циклов в секунду (герц), выходная мощность – 30 Вт, диапазон 2–5 миль (3,2–8 км). Вес приемника 17 фунтов (7,65 кг), передатчика – 18,5 фунтов (8,3 кг). Антенна 2×4 фута или одиночная 15 футов. Количество изготовленных передатчиков 2 853, количество изготовленных приемников –2 650 шт.
Передатчик Trench Set Mk. III
Приемник Trench Set Mk. III
Для связи между абонентами использовали код Морзе.
Сигнал передавался через антенну высотой 15 футов (4,6 метра). Если танк был в движении, антенна располагалась горизонтально на крыше танка. Когда при передаче и приеме танк был неподвижен, мачта антенны поднималась. Мачта поддерживала антенный кабель, который через крышу танка соединялся с радиостанцией. Длина кабеля составляла примерно 200 футов (61 метр). Слева и справа от мачты для ее устойчивого положения были натянуты тросы.
Боковая проекция танка беспроводной связи на базе корпуса Mk. I «самка». Рисунок Бернарда Бейкера, Escodrion
Королева Мария Текская осматривает танки (в частности, танк беспроводной связи) и личный состав в центральных хранилищах и мастерских танкового корпуса в Эрине, 7 июля 1917 года. Ее сопровождает генерал Хью Эллес, командующий танковым корпусом (справа)
В это же время радиопередатчики начали ставить на аэропланы. Поэтому идея связать воедино самолет и танк, как сказали бы сейчас – в единую информационную сеть, стала очевидной.
С этой целью во Франции и Великобритании были испытаны различные типы антенн, чтобы проверить эффективность беспроводной телефонной связи авиации с танком. Ниже представлена первая страница отчета лейтенанта Артура Рэгга (8-й эскадрон Королевских ВВС), на которой показан один из вариантов антенны, похожей на современную «бегущую» волну. Из отчета можно понять, что устойчивая связь с самолетом обеспечивается при длине антенны 30,5 м на дальности до 3,5 км при скорости самолета до 150 км/ч. Позже работа из Франции была передана на авиабазу ВВС Великобритании в Биггин-Хилл, что на южной окраине Лондона.
Другой тип приемной антенны для беспроводной/телефонной связи, опробованный на Биггин-Хилл, можно увидеть на фотографиях ниже. На танке Mk. IV под номером 402 в передней части корпуса расположена антенна типа «гибкая панель». Кабель антенны (указан стрелками) выходит из правого смотрового окна, и, по-видимому, крепится к нижнему правому углу панели.
Еще одно изображение 402-го на Биггин-Хилл показывает гибкую «whip aerial», торчащую из задней части правого спонсона. Возможно, это та же антенна, что на фото выше. Но, скорее всего, это иной вариант антенны, испытанной во Франции, и названный «удочка».
Участие в боях
Боевые рапорты и соответствующие фотографии танка Wireless communications крайне редки. Но исходя из имеющегося малого объема информации, мы можем сделать вывод, что танки беспроводной связи применялись в боевых действиях в 7 милях к югу от Ипра в регионе Западной Фландрии в Бельгии в июне 1917 года.
По крайней мере, еще один танк Mark IV был преобразован в танк беспроводной связи в сентябре 1917 года. Он использовался в районе Менин-роуд, который находился всего в 2 милях к востоку от Ипра. Этот Mk. IV использовал радиомачту, но вместо того, чтобы устанавливать ее на танк, она стояла вертикально на земле рядом с ним.
«Сигнальный танк» в районе Менин-роуд. Около танка видно мачту антенного кабеля, вкопанную в землю
Третий эпизод боевого использования танков беспроводной связи – это битва при Камбре (20 ноября – 7 декабря 1917 года).
Здесь танки связи использовались в качестве командирских танков. Однако число танков неизвестно. Знаем только, что тогда использовались стандартные комплекты для артиллерии (приемные станции «continuous wave»), которые были перенесены на боевые танки. В бою они оказались непригодными, так как антенну пришлось устанавливать вне танка.
Фотография танка связи в лоб, показывающая, какой высоты была передающая мачта
Испытания по передаче информации при использовании беспроводной связи прошли настолько успешно, что в августе 1918 года танковым корпусом были заказаны 288 Mk. III с 96 комплектами радиостанций мощностью 120 Вт. Последняя разработка танка беспроводной связи произошла в июле 1918 года, когда проводились очередные испытания беспроводных телефонов для связи «танк-танк» и «танк-самолет».
1 сентября 1918 года на конференции британских ВВС и Танкового корпуса, которая проходила в штаб-квартире Танкового корпуса, полковник Хью Эллес предоставил британским ВВС информацию о том, как работает беспроводная система. После этого участники конференции начали работы над тем, как связать системы британских ВВС и Танкового корпуса и улучшить коммуникацию между ними. Об этом свидетельствует письмо генерал-майора Филиппа Гейма Командованию RAF от 4 сентября 1918 года. Ниже представлен фрагмент этого письма.
Через два месяца война закончилась, и начатые работы были приостановлены, так и не дойдя до своей практической реализации. Только десятилетиями позже эти идеи удалось воплотить в жизнь.
В настоящее время точно неизвестно, сколько таких танков было построено, где производились и кем переоборудовались. Так же не обнаружено никаких отчетов об «истории сражений» во время Первой мировой войны, написанных командирами танков с беспроводным оборудованием.
Источник: topwar.ru