Кому шах, а кому мат? Взгляд с той стороны

Кому шах, а кому мат? Взгляд с той стороны
Страсти в предыдущих материалах по поводу нового прототипа на наших страницах разгорелись нешуточные. К сожалению, очень многие читатели не в состоянии понять разницу между макетом для испытаний и реальным самолетом. И раньше времени начали (как всегда, впрочем) праздновать победу в ура-стиле. Хотя повода для этого никто не давал. Согласно всем заявлениям что от Ростеха, что от Рособоронэкспорта, самолет ориентирован на зарубежного покупателя. На это намекает как бы англоязычное название.

Итак, публике показали макет прототипа перспективного одномоторного истребителя. О двигателе пока не сказано ничего. На чем будет летать самолет, пока неясно.

Естественно, эксперты и специалисты во всем мире внимательно обсосали каждый байт информации, который смогли найти. Это нормально. И, надо сказать, многие предварительные выкладки оказались вполне себе правильные.

ОКБ «Сухой» представило информацию по ряду характеристик прототипа:
— максимальная взлетная масса достигает 18 тонн;
— максимальная боевая нагрузка — 7,4 тонны;
— максимальная скорость — 1,8 Маха;
— максимальный потолок — 16,5 км;
— дальность действия — 2 800 км;
— боевой радиус — 1 400км.

Двигатель с управляемым вектором тяги мощностью 16 тонн может обеспечить довольно короткий взлет на полосе длиной до 400 метров.

Все эти цифры получены на базе предварительных расчетов. Практического подтверждения они пока не имеют, как не имеет самолет двигателя.

Но есть вещи, которые от расчетов не зависят.

Например, по желанию заказчика самолет может быть трансформирован в беспилотный летательный аппарат или двухместный самолет. Возможна палубная модификация.

Вооружение. Самолет имеет три встроенных отсека для вооружения, в которых можно разместить 5 ракет класса «воздух-воздух» (три — средней дальности и две — малой). Основной бомбовый отсек самолета может нести различные боеприпасы, в том числе и высокоточные, плюс у самолета будут узлы для внешней подвески вооружения.

Кому шах, а кому мат? Взгляд с той стороны
От размещения в самолете авиапушки разработчики пока отказались.

Что касается конфигурации радиоэлектронного оснащения, самолет будет нести РЛС с активной фазированной антенной решеткой, бортовую оптико-электронную систему обнаружения, распознавания и измерения 101КС и встроенную систему радиоэлектронной борьбы.

Стоимость самолета составит около 25-30 миллионов долларов.

Что еще увидели эксперты. Безотводный воздухозаборник (DSI) и рули направления и высоты, расположенные под углом, как у F-35, говорят о небольшой радиолокационной заметности. А большое для столь короткого истребителя крыло может означать либо возможность палубного базирования, либо высокий потолок. Либо и то, и другое.

Большое крыло увеличивает вертикальную тягу и позволяет самолету подниматься выше аналогичной конструкции с крылом меньшего размера. Это логично, это аэродинамика. Обратная сторона — это то, что большое крыло несколько тормозит самолет и снижает максимальную скорость.

Дополнительная тяга — явный плюс для морского истребителя, который взлетает и приземляется на палубу авианосца. Здесь можно рассмотреть вариант F-35 ВМС США. У палубного F-35C крыло почти в полтора раза больше наземного F-35A. Большое крыло помогает F-35C взлетать с помощью паровых катапульт авианосца.

Ну и да, истребитель с большим крылом взлетает выше, видит дальше, имеет преимущества с точки зрения работы радиолокационных средств, дальности действия оружия. Высоколетящий истребитель видит и стреляет дальше низколетящего.

Не зря же «Lockheed-Martin» заряжал свой истребитель F-22 для работы «на высоте более 15 200 метров». Фактический же потолок может доходить до 18 000 метров.

Получается, что «Мат Сухого», как уже прозвали самолет на Западе, предполагает использование самолета на больших высотах. Кстати, полет на больших высотах дает преимущество и в плане дальности полета. Учитывая откровенно скромные размеры «Мата Сухого», можно предположить, что запас топлива у самолета будет невелик.

Американцы из The Drive отметили, что первоначально просочившиеся данные и изображения, были «случайно выложены», когда прототип еще был под секретом. И этих данных и фотографий «просочилось» столько, что позволило сделать выводы о хорошо организованной пиар-кампании.

The War Zone вообще в открытую поздравляет Ростех и ОАК с хорошо спланированными пиар-ходами.

Кому шах, а кому мат? Взгляд с той стороны
Но вот цифра в 30 миллионов долларов кажется американцам излишне оптимистичной. Вспоминают, что когда «Локхид-Мартин» смогли снизить стоимость своего F-35 ниже 80 миллионов долларов, это воспринималось как некая победа. Как получится более хороший самолет за вдвое меньшие деньги – в США не понимают.

Еще у американцев вызывают сомнения высказывания в российской прессе с подачи того же Ростеха относительно «поддержки пилоту со стороны искусственного интеллекта». Во-первых, совершенно неясно, как это будет реализовано, во-вторых, вообще вызывает сомнения, что Россия так далеко продвинулась. В США давно идут работы в области ИИ типа «цифровых вторых пилотов», но до сколь-нибудь значимого результата еще очень далеко.

Западные СМИ отметили агрессивный настрой вице-премьера Юрия Борисова, который заявил о том, что были проведены значительные исследования рынка Азии, Африки и интересов постоянных партнеров Индии и Вьетнама, и цифра в 300 самолетов, которые Ростех планирует выпустить за 15 лет, начиная с 2026 года – это вполне реальная цифра, основанная на предварительных договоренностях.

Да, конструкция прототипа стала главной темой авиасалона МАКС, и она предлагает несколько весьма интересных и интригующих решений, но в среде западных экспертов многие указывают на главное слабое место прототипа. Для того, чтобы реально выйти на рынок после реальных полетов, у России нет денег. Потому будущее прототипа напрямую зависит от того, найдет ли Россия не потенциальных, а реальных покупателей, которые смогут своими деньгами стать проекту практическим самолетом.

России действительно нужен богатый заказчик, который своими деньгами поможет взлететь «Мату Сухого». Если это не произойдет, то новый прототип запросто сможет повторить более чем сомнительный успех Су-57, который наличествует в ВКС России в количестве одного экземпляра.

Бравировать заключенными договорами на поставку для ВКС Су-57 можно, но говорить о месте российских истребителей пятого поколения стоит только после реализации данных договоров. Соответственно, если Россия сможет сделать следующий шаг и осуществить первый полет самолета в 2023 году, то коммерческий успех вполне будет возможен. Если же нет – проект может «не взлететь», потому что его место займут потенциальные конкуренты из Китая, Турции, Южной Кореи и других стран, которые не отказались бы от своей доли на мировом рынке подобных самолетов.

Кроме отсутствия денег в должном количестве, второй проблемой на Западе рисуют проблему двигателя.

Силовая установка по плану должна иметь мощность от 14 до 16 тонн. С таким двигателем новый самолет действительно забрался бы высоко в мировых рейтингах. Но такого двигателя в настоящее время в России нет. Есть только АЛ-41Ф1, который временно используется в силовой установке Су-57 и, вероятно, будет «временно» использоваться и в конструкции нового самолета.

«Изделие 30», которое так давно обещают в России, все еще находится в статусе «неопределенно». Если этот двигатель будет обладать именно теми характеристиками, которые озвучивались Ростехом, то самолет сможет взлететь достаточно высоко. Если нет – расклад может быть совсем не тем, на который рассчитывают в России.

Также не была раскрыта информация по поводу того, каким радаром с активной фазированной решеткой будет оснащен самолет. Нет данных и по поводу того, какими системами радиоэлектронной борьбы вооружат самолет.

Понятно, что Ростех рассчитывает на свою довольно яркую пиар-кампанию сегодня и низкую стоимость самолета завтра. Сильной стороной российских компаний является довольно отлаженная система послепродажного обслуживания, которая также является дополнительным фактором привлечения потенциальных клиентов.

По-видимому, простота обслуживания и эксплуатации, как у советских и российских самолетов четвертого поколения, станет еще одним положительным бонусом нового самолета.

Итак, американские, китайские, британские эксперты очень неплохо рассмотрели макет нового самолета. И разложили все полюсы и минусы.

Плюсы:
— простота и надежность, которая в целом присуща российским самолетам;
— теоретически весьма высокие ЛТХ;
— впечатляющий бомбовый отсек;
— универсальность и многоплановость конструкции, возможность применения в качестве морского или беспилотного самолета;
— хороший набор вооружения.

Минусы:
— отсутствие двигателя, который обеспечит заявленные ЛТХ;
— отсутствие денег на доработку и серийный выпуск;
— отсутствие в планах постановки самолета на вооружение в России, что не скажется положительно на продвижении самолета на мировой рынок.

На сегодняшний день программа финансируется бюджетом России, но так как официально не было заявлено, что этот самолет найдет свое место в ВВС России, то ведется активный поиск инвесторов для запуска производства на экспорт. Единственное, что может положительно сказаться на продвижении самолета, это несколько заявлений официальных лиц России, что возможно принятие на вооружение беспилотного варианта этого самолета.

В целом, у показанного макета теоретически есть и положительные, и отрицательные свойства. Сложно сказать, что перевесит, в любом случае, к этой теме стоит вернуться после того, как макет превратится в прототип и совершит первый полет.

Ведь именно тогда и станет ясно, кому шах, а кому мат.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий