«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии

«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии
Общий вид подлодок проекта «П» на момент принятия в строй

Со времен Первой мировой войны в развитых странах прорабатывалась концепция т.н. эскадренной подводной лодки – корабля с торпедным и артиллерийским вооружением, способным вести надводный бой в составе соединения. В тридцатых годах советская промышленность реализовала эту идею в рамках IV серии подлодок («Тип «П»), но результаты были далеки от желаемых.

От концепции до проекта

В конце двадцатых годов сотрудник ленинградского «Остехбюро» ОГПУ при заводе №189 (ныне Балтийской завод) Алексей Николаевич Асафов (1886—1933) предложил разработать и построить дизель-электрическую подлодку с развитым артиллерийским вооружением, способную вести бой в составе эскадры. Такая лодка могла бы дополнить авангард и атаковать противника на начальных этапах боя или обстреливать его при отходе. Также ее можно было бы использовать для охоты на морские десанты во время их переброски.

Для реализации необычной концепции предлагалось несколько любопытных технических решений. С целью улучшения ходовых и маневренных характеристик в надводном бою обводы корпуса спроектировали с оглядкой на эсминцы того времени. При этом подлодка получила высокий борт, для чего запас плавучести пришлось вывести на уровень 80-90 проц. Проект предусматривал использование торпедных аппаратов и пушек калибром до 130 мм.

Осенью 1930 г. эскизный проект будущей IV серии рассмотрело и утвердило командование флота, после чего началась разработка рабочей документации. Однако почти сразу возникли проблемы организационного характера. На новых лодках предлагалось использовать дизельные двигатели немецкого производства, но «Остехбюро» не смогло быстро получить необходимые данные о них. Не дожидаясь их, бюро в январе 1931 г. приступило к разработке окончательной версии проекта.

«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии
Облик подлодки после модернизации 1937-38 гг.
Сэкономив время, уже в мае завод №189 заложи головной корабль. Эта лодка получила номер П-1 и имя «Правда». В декабре начали строительство подлодок П-2 «Звезда» и П-3 «Искра». Корпуса новой серии решили называть в честь знаменитых партийных газет.

Поводы для критики

На фоне запуска строительства начались споры о реальных возможностях и перспективах подлодок. Расчеты показывали, что осадка ок. 3 м и запас плавучести более 90% затрудняют погружение, а цистерна быстрого погружения в проекте не предусматривалась. Прочный корпус допускал работу на глубинах не более 60 м, что считалось недостаточным. Также возникли претензии к недостаточному торпедному вооружению и т.д. В дальнейшем были выявлены и новые проблемы.

В связи с выявленными недостатками и критическим отношением специалистов ВМФ, в конце 1931 г. строительство трех подлодок приостановили. К этому времени «Остехбюро» было преобразовано в Особое конструкторско-техническое бюро №2, и доработка проекта доверялась обновленной организации. В октябре 1932-го новую версию «Типа «П» утвердили, после чего разрешили продолжать строительства «Правды». При этом «Искру» и «Звезду» следовало законсервировать.

В начале следующего года группа инженеров во главе с А.Н. Асафовым посетила Германию для организации поставок необходимых импортных компонентов. Возвращаясь домой, главный конструктор тяжело заболел. 21 февраля 1933 г. он ушел из жизни. Место Асафова занял П.И. Сердюк. Под его руководством завершилась разработка проекта «П», а также продолжилось развитие серии «Малютка».

«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии
Головная П-1 в море, фото середины 30-х гг., до модернизации
30 января 1934 г. достроенную подлодку П-1 спустили на воду и передали на ходовые испытания. Основные характеристики удалось подтвердить, но оставался открытым вопрос прочности корпуса и допустимой глубины погружения. 12 сентября «Правду» без экипажа, с балластом и измерительной аппаратурой при помощи судна «Коммуна» опустили на глубину 72,5 м. По результатам этого мероприятия рабочую глубину лодки определили на уровне 50 м, предельную – 70 м.

После прохождения испытаний П-1 «Правда» отправилась на последнюю доработку перед принятием на вооружение. Также ВМФ разрешил продолжить строительство лодок П-2 и П-3 по измененному проекту. «Искру» спустили на воду уже 4 декабря, а «Звезда» вышла на испытания только в середине февраля 1935-го. Впрочем, подлодки новой IV серии более не рассматривали в качестве боевых кораблей. Их планировалось использовать как учебные корабли, а также для накопления опыта по новым решениям и технологиям.

Особенности конструкции

Проект «П» предлагал использование двухкорпусной схемы. Прочный корпус разделялся на семь отсеков и впервые в отечественной практике строился с использованием наружных шпангоутов. Легкий корпус формировал общие обводы, призванные повышать характеристики в надводном положении. Между двумя корпусами помещался набор балластных цистерн. Клапаны заполнения и продувки оснащались электрическими и пневматическими дистанционными приводами.

Для IV серии в Германии приобрели дизельные двигатели MAN M10V48/49 мощностью 2700 л.с. На тот момент эти были самые мощные двигатели в советском подводном кораблестроении. Также «Тип «П» получил две аккумуляторные батареи типа ЭК в двух группах по 112 шт. и два ходовых электродвигателя ПП84/95 мощностью по 550 л.с. Нормальный запас дизельного топлива превышал 28 т, полный – ок. 92 т.

«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии
«Правда» на военно-морском параде в Ленинграде. Подлодка уже прошла модернизацию
В ходе испытаний «Правда» показала максимальную надводную скорость 18,8 узла. На такой скорости нормальный запас топлива обеспечивал дальность хода 635 морских миль. Экономический надводный ход в 15,3 узла давал дальность в 1670 миль. Максимальная скорость под водой достигала 7,9 узла, при этом батарей хватало на 108 минут движения. На перезарядку аккумуляторов требовалось почти 14 ч.

П-½/3 получили навигационные и иные приборы, характерные для отечественных подлодок того времени. В частности, использовали шумопеленгатор МАРС-12, несколько радиостанций и приемников разных диапазонов, прибор звукоподводной связи «Сириус» и т.д.

В носу подлодки находились 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, еще два аппарата разместили в корме. Боекомплект включал 10 торпед – по одной в аппаратах и 4 дополнительные в носовом отсеке. Загрузка торпед производилась через аппараты и через отдельный люк.

Эскадренную подлодку изначально предлагалось оснастить пушками калибра 130 и 37 мм. В окончательной версии проекта использовались два 100-мм орудия Б-24 в закрытых установках на носу и корме ограждения рубки. Сверху на ограждении расположили 45-мм зенитную пушку 21-К. Боекомплект – 227 и 460 снарядов соответственно.

Экипаж подлодки «П» состоял из 53 чел., в т.ч. 10 офицеров. Последние располагались в отдельных каютах; для командира, комиссара и штурмана предусматривалась улучшенная планировка. Также имелись офицерская столовая и кают-компания. 44 спальных места для старшин и краснофлотцев распределили по нескольким отсекам.

«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии
В 2012 г. на погибшей П-1 «Правда» установили памятный знак
Проектная автономность «Правды» и других лодок достигала 28 сут., но фактическая сократилась до 15 сут. Предусматривалась система регенерации воздуха с 13 машинками. Имелось 17 кислородных баллонов общим объемом более 650 л и 1438 регенерационных патронов РВ-3.

В исходном проекте длина лодки «П» достигала 90 м, затем ее уменьшили до 87,7 м. Ширина – 8 м. Средняя осадка в окончательной версии проекта осталась на уровне 2,9 м. Надводное водоизмещение составляло 955 т, подводное – более 1670 т.

Подлодки на службе

9 июня 1936 г. все три лодки IV серии были приняты военно-морским флотом. Через несколько недель их включили в состав Балтийского флота. Ввиду ограниченных тактико-технических характеристик и специфического вооружения такие корабли не представляли интереса в качестве боевых единиц, и их определили учебными.

До конца 1937 г. «Правда», «Звезда» и «Искра» обеспечивали подготовку краснофлотцев и офицеров-подводников Балтийского флота и неплохо зарекомендовали себя в учебном качестве. Кроме того, им неоднократно доводилось принимать различные делегации военного и политического руководства страны.

Осенью 1937 г. началась программа модернизации «Типа «П» с учетом опыта эксплуатации. В условиях сухого дока заменяли отдельные узлы и агрегаты ввиду выработки ресурса или морального устаревания. Также доработали легкий корпус и ограждение рубки. В частности, пушки Б-24 теперь располагались открыто. К концу 1938 г. «Правду» вернули на службу; за нею последовали две другие лодки.

«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии
П-2 «Звезда» в Ленинграде, начало 1942 г.
22 июня 1941 г. все три подлодки находились в Ораниенбауме. В начале сентября их перевели в Кронштадт для решения разных задач. Так, П-1 предстояло доставить боеприпасы, медикаменты, продовольствие и т.д. нашим частям на о. Ханко. 8 сентября «Правда» под командованием капитан-лейтенанта И.А. Логинова прибыла в Кронштадт, где получила почти 20 т грузов. На следующий день она отправилась к Ханко. 11-12 сентября подлодка должна была прийти в точку выгрузки, но этого не произошло. В октябре корабль исключили из состава ВМФ как пропавший без вести.

В 2011 г. в 6 милях к югу от маяка Калбодагрунд была обнаружена погибшая подлодка. В следующем году экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» установила, что это была пропавшая П-1. Во время похода к Ханко корабль подорвался на немецкой мине. На погибшей «Правде» была установлена памятная табличка. Подлодка признана братской могилой.

П-2 «Звезда» тоже должна была участвовать в транспортной операции, но после пропажи П-1 от этого отказались. До конца октября П-2 оставалась в Кронштадте, когда ее отправили обстреливать вражеские позиции на берегу. Из-за технических неполадок подлодке пришлось вернуться; во время боевого выхода она несколько раз попадала под обстрел. После ремонта, в декабре, П-2 неоднократно использовали для доставки горючего в Ленинград.

П-3 «Искра» в сентябре попала под осколки вражеской бомбы и потребовала мелкий ремонт. 29 октября она прибыла в Ленинград и вошла в состав городской системы ПВО. В мае 1942-го П-2 и П-3 законсервировали. В начале следующего года их перевели в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся подлодок.

«Правда», «Звезда» и «Искра». Подлодки IV серии
П-3 «Искра» у ленинградского причала, 1942 г.
В августе 1944 г. подлодки П-2 и П-3 были выведены из состава ВМФ. «Звезду» передали НИИ связи и телемеханики в качестве опытового корабля, а «Искра» перешла Высшему военно-морскому инженерному училищу. Однако уже в августе и ноябре 1945-го лодки вернули в состав флота для использования в качестве учебных. В 1949 г. оба вымпела перешли в категорию больших подлодок. Вскоре П-2 получила номер Б-31, а П-3 – Б-1.

В 1952 г. подлодку Б-1 ввиду морального и физического устаревания вывели из состава ВМФ, разоружили и разукомплектовали. Корпус передали НИИ-11 для проведения исследований. Б-31 оставалась на службе до 1955 г. В следующем году ее передали на разделку.

Полезный опыт

В основе проекта «П» лежала оригинальная идея эскадренной подлодки, способной вести открытый артиллерийский бой и скрытно атаковать цели при помощи торпед. Ее реализация в виде кораблей IV серии оказалась неудачной. Авторы проекта ввиду отсутствия необходимого опыта допустили ряд серьезных ошибок, в результате чего три построенные подлодки оказались непригодными для полноценного боевого применения.

Однако при помощи «Правды» и двух других подлодок удалось проверить новые идеи, решения и компоненты. Накопленный опыт создания проекта «Тип «П» вскоре был использован при разработке крейсерских подлодок «К». Они строились более крупной серией, активно использовались в Великую Отечественную войну и показали приемлемую результативность.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий