Проблемы в нагрузку: технические особенности поставок ракет Brimstone украинским вооруженным силам

Проблемы в нагрузку: технические особенности поставок ракет Brimstone украинским вооруженным силам
Ракета Brimstone 2 под крылом самолета Tornado. Фото Минобороны Великобритании

Несколько дней назад зарубежная пресса сообщила о грядущих поставках британских управляемых ракет Brimstone вооруженным силам Украины. Все подробности такого военно-технического сотрудничества пока не раскрывались, но некоторые аспекты уже известны. Кроме того, появляются основания полагать, что внедрение и интеграция нового оружия будет связана с серьезными трудностями – а в некоторых случаях вообще окажется невозможной.

Источники и министерство

О грядущих поставках ракетного вооружения 21 октября сообщила британская газета The Times. Со ссылкой на свои источники она рассказала, что Великобритания и Украина ведут переговоры на тему будущих поставок управляемых ракет Brimstone разработки компании MBDA UK. Рассматривается возможность продажи ракетных комплексов морского и воздушного базирования.

The Times сообщает, что морской вариант комплекса будет устанавливаться на украинских патрульных катерах. Какие именно катера получат такое оружие, не уточняется. Речь может идти как об уже имеющихся в строю боевых единицах, так и о новых корпусах, передаваемых из США или запланированных к постройке в Великобритании. Какие-либо подробности на тему авиационных ракет вообще не приводятся.

В тот же день российское РИА Новости смогло получить официальный комментарий британского министерства обороны. Ведомство указало, что в последних новостях речь идет о меморандуме, подписанном еще в июне этого года. Подлежащие публикации подробности предложили искать в соответствующем пресс-релизе.

Проблемы в нагрузку: технические особенности поставок ракет Brimstone украинским вооруженным силам
Блок ракет на ударном БПЛА. Фото MBDA
Минобороны также отметило, что пока существует только одно британско-украинское соглашение о совместном развитии ВМС Украины, и новые даже не обсуждаются. Кроме того, ведомство выразило недоумение в связи с нынешним ажиотажем вокруг давно известного документа.

Впрочем, недавняя публикация в The Times представляет определенный интерес. В прошлом неоднократно упоминалось, что новые катера, строящиеся Великобританией для Украины, будут получать некий ракетный комплекс британского производства. Благодаря «Таймс» теперь ясно, что речь шла об изделиях «Бримстоун».

Семейство ракет

К настоящему времени MBDA UK создала и довела до серии несколько модификаций ракеты Brimstone. Еще одна пока проходит испытания, но ожидается в войсках в течение нескольких лет. Во всех случаях речь идет об управляемой ракете длиной ок. 1,8 м со стартовой массой 50 кг, способной поражать стационарные и движущиеся цели, в т.ч. защищенные, при помощи тандемной кумулятивной боевой части. Носителями ракет могут быть самолеты и вертолеты, морские и наземные платформы.

Базовый вариант ракеты оснащался активной радиолокационной головкой самонаведения. Максимальная дальность пуска достигала 20 км и обеспечивалась при применении самолетом. Во второй половине двухтысячных была создана модификация Dual-Mode Brimstone, отличавшаяся усовершенствованной ГСН с радиолокационным и полуактивным лазерным блоками. Они могут использоваться раздельно или вместе.

Проблемы в нагрузку: технические особенности поставок ракет Brimstone украинским вооруженным силам
Eurofighter Typhoon — один из основных носителей Brimstone. Фото MBDA
В середине десятых годов на вооружение британской армии поступила усовершенствованная ракета Brimstone 2. Доработку прошли все агрегаты изделия, от корпуса до двигателя. Разработана улучшенная ГСН и использован иной двигатель, увеличивший дальность пуска до 60 км. В ходе испытаний «Бримстоун-2» показала возможность поражения цели, движущейся со скоростью 110 км/ч.

Для использования флотом разработана версия ракеты Brimstone 2 Sea Spear. Она несет обновленную систему наведения с двумя прежними каналами и инерциальным блоком. Предусматривается старт из транспортно-пускового контейнера на палубе носителя. Дальность пуска, по разным данным, не превышает 12 км. Любопытно, что корабельный ракетный комплекс, в отличие от авиационного, пока не нашел своего заказчика.

В интересах ВМС

Заказ на разработку и строительство ракетных катеров для ВМС Украины получила британская компания Babcock International. Не так давно она завершила проектирование, и в сентябре на одной из выставок показала макет будущего катера. Проект выполнен на базе «малого патрульного корабля» Protector 50 и отличается от него некоторыми особенностями, связанными с пожеланиями заказчика.

Обновленный «Протектор-50» несет набор ракетного и артиллерийского вооружения. Для ракет Brimstone / Sea Spear предназначается отдельная пусковая установка ограниченных размеров на корме. Управление этим комплексом будет осуществляться с пульта на центральном посту. Также предусматривается размещение других пусковых установок под более крупные ракеты.

Проблемы в нагрузку: технические особенности поставок ракет Brimstone украинским вооруженным силам
Пуск ракеты Brimstone вертолетом AH-64D. Фото Boeing
Таким образом, новый ракетный катер уже на стадии разработки получает современное вооружение и сопутствующие приборы. Это позволяет предполагать, что катера от Babcock не будут иметь технических проблем по линии «Бримстоуна». В то же время это не исключает затруднения технического и эксплуатационного характера, связанные с особенностями эксплуатанта.

Проблемы в воздухе

Согласно последним сообщениям, Украина получит и авиационные ракеты Briimstone. При этом британское военное ведомство прямо не подтверждает такие новости. Планируют ли подобное перевооружение украинских ВВС на самом деле, неизвестно. Однако понятно, что такие планы крайне трудны для выполнения, и от них могут вообще отказаться.

Носителями ракет Brimstone являются самолеты Panavia Tornado и Eurofighter Typhoon, а также ударные вертолеты AH-64. В прошлом обсуждалась возможность интеграция таких ракет в комплекс вооружений самолетов и вертолетов европейского, американского и даже российского производства. Потенциальный носитель «Бримстоунов» должен иметь прицельно-навигационный комплекс натовских стандартов с приборами, обеспечивающими выработку полетного задания и передачу данных в электронику ракеты.

В составе ВВС Украины до сих пор эксплуатируются самолеты и вертолеты старой советской постройки с соответствующим набором приборов. Для их перевода на британские ракеты требуется сложная и дорогостоящая опытно-конструкторская работа по глубокой модернизации ПрНК. Выполнение такой ОКР связано с трудностями экономического, организационного и иного характера. Кроме того, сам процесс модернизации строевой техники в сколь-нибудь разумных количествах тоже будет сложным и дорогим.

Проблемы в нагрузку: технические особенности поставок ракет Brimstone украинским вооруженным силам
Проектный облик ракетного катера для Украины. Графика Babcock Int.
Вместо модернизации своих старых самолетов можно закупить современные иностранные машины, изначально способные нести ракеты Brimstone. Но и такой подход имеет очевидные минусы в виде чрезмерной дороговизны и проблем с совместной эксплуатацией техники разных стандартов.

Таким образом, ракеты «Бримстоун» вряд ли будут для украинских ВВС выгодной покупкой. Ожидаемые сложности на стадии подготовки и внедрения полностью перевесят все возможные выгоды. Более того, под вопросом сама возможность Украины реализовать такую программу и довести до полноценной эксплуатации значимое число носителей с новыми ракетами.

Проблема за проблемой

Украина хочет получить британскую технику и вооружение – и даже заключила первые контракты такого рода. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что подобные планы имеют неоднозначные или даже сомнительные перспективы. Их выполнение на всех этапах может столкнуться с теми или иными проблемами, а реальные последствия и выгоды будут далеки от желаемых.

Так, последние новости о продаже авиационных ракет Brimstone в текущей ситуации не имеют никакого смысла. Внедрение такого оружия в украинских ВВС едва ли возможно. Ситуация вокруг ракетных катеров от Babcock проще и располагает к большему оптимизму – этот контракт, по всей видимости, будет выполнен.

Однако построенные и сданные катера столкнутся с проблемой недостаточных тактико-технических характеристик оружия. Ключевые параметры «Бримстоуна», такие как дальность или боевая нагрузка, достаточны для боевой авиации, поражающей наземные цели. Для полноценной эксплуатации на море и решения основных задач характеристики такой ракеты недостаточны.

Впрочем, в нынешней обстановке вполне вероятны любые сценарии, в т.ч. и невыгодные для украинских вооруженных сил. Дело в том, что последние соглашения с Великобританией и иные документы такого рода подписывались не только с целью развития армии. С их помощью украинское руководство демонстрирует лояльность зарубежным партнерам, а также помогает им заработать – и не забывает про свои финансовые и иные интересы. В такой ситуации потребности и возможности армии отходят на второй план и теряют статус решающего фактора.

Источник: topwar.ru



Добавить комментарий