Российская САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Фото Минобороны РФ
Самоходная ствольная артиллерия способна решать широкий круг боевых задач и благодаря этому остается важнейшим элементом сухопутных войск. При этом существует потребность в ее дальнейшем совершенствовании – и ведущие страны осуществляют поиск необходимых для этого идей и решений. В ближайшем будущем на вооружение их армий поступят принципиально новые САУ, и уже понятно, как они будут отличаться от нынешней техники.
Перспективные разработки
Разработка новых проектов осуществляется в ряде стран, а наибольшую известность получают проекты России, США и Германии. Не в последнюю очередь это связано с ожидаемым ростом характеристик и боевых качеств новой техники. Российские, американские и немецкие проекты САУ нового поколения предусматривают повышение дальности и точности огня, улучшение мобильности и т.д. Кроме того, предлагаются несколько других любопытных идей.
Главной отечественной новинкой в области САУ является боевая машина 2С35 «Коалиция-СВ», уже завершающая испытания. Это самоходка традиционного облика с совершенно 152-мм новой артиллерийской частью, автоматическим боевым отделением и развитым электронным комплексом управления, использующая оригинальные выстрелы. Заявлен рост всех основных характеристик в сравнении с существующими САУ. Возможно строительство установки на гусеничной или колесной базе.
Испытательные стрельбы из САО 2С43 «Мальва». Фото Минобороны РФ
Не менее интересным является проект «Набросок», в рамках которого разрабатывается несколько боевых машин разного облика. В области гаубичной артиллерии это семейство представляет САО 2С43 «Мальва». Его выполнили на колесном шасси и оснастили орудийной системой открытого типа. Также в семейство входят самоходки «Магнолия» и «Флокс» с вооружением системы «орудие-выстрел».
В США на протяжении нескольких последних лет разрабатывается проект ERCA, результатом которого уже стали опытная 155-мм гаубица XM907 и САУ на ее основе под названием XM1299. Главной особенностью этого комплекса является увеличенная до 58 клб длина ствола, что должно обеспечить значительный рост дальности стрельбы. Также разрабатывается новое поколение снарядов, призванное дополнительно увеличить дальность. До недавнего времени существовал проект сверхдальнобойного комплекса SLRC, способного стрелять на 1000 миль, однако от него отказались.
Параллельно разрабатываются САУ упрощенного облика. Так, на один из последних конкурсов армии США были представлены САУ на основе грузовых автомобилей с открытым монтажом орудия и ручным заряжанием, но с развитой системой управления огнем. Один из таких образцов – изделие Brutus от компании AM General. Также разрабатываются более легкие артиллерийские системы на других шасси, начиная с HMMWV.
Унифицированная ТЗМ 2Ф66-1 для «Коалиции-СВ» и других систем. Фото Vitalykuzmin.net
На протяжении нескольких лет немецкая компания KMW продвигает артиллерийский боевой модуль AGM, пригодный для установки на разные шасси. Он оснащен 155-мм гаубицей L52, несет автомат заряжания и имеет высокоэффективную СУО. Представлено несколько вариантов САУ с таким модулем; последний из показанных получил название RCH-155 и строится на шасси Boxer.
В 2019 г. стало известно, что Rheinmetall разрабатывает совершенно новое 155-мм орудие. Оно получит ствол длиной 60 клб с увеличенной каморой. Расчетная дальность стрельбы выйдет на уровень 75-83 км. Как скоро такая гаубица выйдет на испытания и когда удастся построить первую опытную САУ – неизвестно.
Вопрос дальности
Общей чертой почти всех современных и перспективных проектов САУ / САО является стремление к повышению дальности стрельбы – это позволит атаковать цели на большей глубине обороны, а также затруднит ответный удар. Во всех случаях для этой задачи предлагаются одинаковые решения.
Для улучшения энергетических показателей орудий разрабатываются удлиненные стволы. Так, на САУ 2С35 используется орудие со стволом длиной 52 клб. При использовании нового 152-мм управляемого активно-реактивного снаряда (АРС) была достигнута дальность стрельбы 80 км.
Огневые испытания американской САУ XM1299. Фото Минобороны США
Тем временем, американский проект ERCA привел к появлению ствола длиной 58 клб, а немецкие оружейники работают над 60-калиберным. В ходе испытаний орудие XM907 смогло отправить серийный снаряд M982 Excalibur на 70 км – почти вдвое дальше, чем САУ M109. К настоящему времени получен дополнительный рост дальности и точности огня с применением штатных боеприпасов орудия.
Энергетические характеристики гаубицы имеют свой предел, и для дальнейшего повышения дальности стрельбы необходимо использовать специальные боеприпасы. Последние рекорды были установлены при помощи управляемых АРС, и в будущем ожидается новый рост параметров.
Американская промышленность продолжает работу над новым АРС калибра 155 мм под обозначением XM1113ER. Согласно неподтвержденным данным, его уже удалось выстрелить на 100 км с достаточной точностью – и это не является пределом. При этом существуют и другие, не менее интересные разработки. Так, в Италии разработан корабельный артиллерийский комплекс с 64-калиберным 127-мм орудием, которое может отправить снаряд VULCANO на 120 км. В других странах говорят о возможности достижения еще больших дальностей.
Скорость и автоматика
Для защиты от ответного удара современная САУ должна иметь возможность быстро выполнить огневую задачу и покинуть позицию, что, среди прочего, предъявляет высокие требования к скорострельности. По этой причине почти все перспективные САУ оснащаются автоматами заряжания. Исключение составляют только облегченные системы с открытой установкой орудий.
Американский АРС в полете. Фото Минобороны США
По известным данным, российская «Коалиция-СВ» имеет автоматический боевой модуль с механизированной укладкой на 70 модульных выстрелов. Автоматика обеспечивает боевую скорострельность от 11 до 16 выстр./мин. По той же схеме построен немецкий модуль AGM. Однако из-за меньших размеров он несет только 30 снарядов и 144 модуля метательного заряда; скорострельность – до 10 выстр./мин. Американская САУ XM1299 получила обитаемую башню с автоматом заряжания. Ее скорострельность находится на уровне AGM.
Также разрабатываются транспортно-заряжающие машины, способные перевозить выстрелы и передавать их на САУ. С перспективными российскими самоходками будет использоваться унифицированная ТЗМ типа 2Ф66-1. Машина на базе грузовика может в автоматическом режиме работать с боеприпасами калибров от 120 до 152 мм. Вероятно, она сможет обслуживать и «Мальву».
Проблема точности
Для перспективных САУ разрабатываются высокоэффективные СУО с рядом характерных особенностей и возможностей. В первую очередь, от них требуется быстродействие и способность в минимальное время собирать исходную информацию, вырабатывать данные для стрельбы, управлять наводкой орудия и вводить задание в боеприпас. В соответствии с этим все новые САУ получают полноценные компьютеры управления со всеми необходимыми функциями.
Опытная система Brutus. Фото AM General
Особое значение приобретает связь и интеграция в контуры управления войсками. За счет этого резко сокращается время для передачи данных от командования или средств разведки на самоходку. Кроме того, появляются новые возможности. В последние годы активно отрабатывается и используется взаимодействие артиллерии с тактическими БПЛА. Последние обеспечивают разведку и корректировку в режиме реального времени, в т.ч. в труднодоступных районах.
Решающий вклад в точность огня новых систем сделают перспективные управляемые АРС. Более того, при стрельбе на большую дальность только они позволяют получить приемлемые показатели точности и расхода. Современные образцы этого, российские и зарубежные, в основной своей массе используют спутниковое наведение и имеют КВО не более нескольких метров.
При этом внедряются и необычные идеи. Так, несколько лет назад сообщалось о российском проекте модуля наведения, совместимого с обычными снарядами. Такое изделие позволит резко уменьшить стоимость изготовления управляемых боеприпасов и дополнительно улучшить экономику артиллерийского удара. Кроме того, будет обеспечена совместимость с более старыми артиллерийскими системами.
Два направления
Нетрудно заметить, что развитие гаубичной самоходной артиллерии сейчас разделилось на два направления. Первое предлагает использование самых смелых идей и решений для достижения максимально возможных тактико-технических характеристик. К этой категории можно отнести российский проект «Коалиция-СВ», американскую программу ERCA и некоторые другие проекты. По очевидным причинам, такие разработки привлекают к себе основное внимание.
Опытная САУ RCH-155 на шасси Boxer. Фото KMW
В рамках второго направления прорабатывается вопрос повышения мобильности и некоторых боевых характеристик – без применения принципиальных нововведений, способных привести к значительному усложнению и удорожанию конструкции. Этой логике следуют проекты Brutus, «Мальва» и другие. Несмотря на отсутствие значительных прорывов, такая концепция тоже интересует потенциальных заказчиков и получает развитие.
Скорее всего, в течение нескольких следующих лет готовые САУ двух этих классов, разработанные у нас в стране и за рубежом, дойдут до принятия на вооружение. Их будут эксплуатировать параллельно в разных подразделениях и использовать для решения отличающихся боевых задач. Так, самоходки «предельных параметров» возьмут на себя поражение удаленных целей, недоступных для прочей ствольной артиллерии, а упрощенные «грузовики с гаубицами» дополнят существующие САУ в их роли.
Таким образом, одновременное развитие двух направлений позволит получить системы вооружений с выгодным соотношением боевых, технических и экономических характеристик. Впрочем, все перспективные проекты пока находятся на стадии опытно-конструкторских работ, а появление новой техники в армиях ожидается только через несколько лет. И тогда станет ясно, начнется ли в истории самоходных артиллерийских установок новая эпоха с новыми возможностями.
Источник: topwar.ru